ГлавнаяМетодическое объединение учителей естественно-математического циклаМетодические разработки Череватого Бориса Васильевича

Череватый Борис Васильевич

учитель математики высшей квалификационной категории

Образование - высшее, Ворошиловградский государственный педагогический институт,  1978г.
Специальность по диплому - учитель математики и физики.
Стаж педагогической работы (по специальности)– 37 лет
Занимаемая должность – учитель математики

Отчет о самообследовании

Раздел 1. Профессиональное образование

  • 1.1. Высшее, Ворошиловградский государственный педагогический институт, 1978г.
    1.2. Сведения о курсах повышения квалификации:
    «Организация проектной деятельности педагогов детей в основной школе на основе интерактивной модели обучения», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск, 2011, удостоверение №1748.
    «Судейство соревнований по шахматам», Федерация шахмат ХМАО-Югры, г. Советский, 2015г.
    «Анализ типичных ошибок при прохождении государственной итоговой аттестации по предмету «математика» в 11 –х классах», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск, 2016г., удостоверение  №2408

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.4. В рамках реализации программы развития школы «Школа эффективности» (2012-17гг) участвовал в творческой группе в разработке инновационного проекта «Одаренные дети», разработал и реализую с 2014г. в 5-11 классах программу курса «Шахматы» (http://school6yugorsk.ru/ План работы методического объединения учителей  естественно-математического цикла на 2014-2015 уч.г.) Ученики школы неоднократно становились победителями в соревнованиях по шахматам «Белая ладья» (2014, 2015, 2016гг.) За высокий профессионализм, компетентность, педагогический талант награжден благодарностью администрации школы (2014, 2015гг.).

2.5. В рамках реализации целей и задач программы воспитательной работы с обучающимися, направленных на создание условий для интеллектуального, творческого и духовно-нравственного развития учащихся обеспечиваю взаимодействие с социальными партнерами:

МБУ «Централизованная библиотечная система города Югорска» – беседы, участие в конкурсах.  http://bibl-ugorsk.ru/content/news/176/10273/  

  http://bibl-ugorsk.ru/content/news/176/10261/

  • МБУ «Музей истории и этнографии» г.Югорска –экскурсии.
  • ОВД по городу  Югорск – экскурсии, акции.

2.6. Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы. Именно общение с взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык только лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями, как классный руководитель,  отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника, беседы и многое другое. Выступал на классных родительских собраниях с различными докладами, например, «Как помочь подростку хорошо учиться». http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/01/18/statya-kak-pomoch-podrostku-horosho-uchitsya-sovety  Привлечение родителей в решение дел класса и внеклассной работы способствовали победам класса в муниципальных, региональных конкурсах (спортивных и интеллектуальных). http://nsportal.ru/albom/2017/01/24/cherevatyy-boris-vasilevich/albom-dostizheniy-klassa

2.8. Награды
http://nsportal.ru/cherevatyy-boris-vasilevich и  https://infourok.ru/user/cherevatiy-boris-vasilevich/progress)
2008г. - Благодарственное письмо УО города Югорска за активную профессиональную позицию.
2011г.- Почетная грамота УО города Югорска за многолетний добросовестный и плодотворный труд в сфере образования.
2011г. - Грамота ОУ за участие в методической работе и высокую активную позицию в создании положительного имиджа школы.
2011г. - Диплом I степени  Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» за методическую разработку «Тесты. 8 класс».
2012г.- Диплом III степени городского конкурса учебно-методических материалов в номинации «Применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий».
2012г.- Диплом «Центра развития одаренности» за подготовку призера Всероссийского «Молодежного чемпионата по математике»
2013г.- Благодарственное письмо УО за успехи в трудовой, учебной и воспитательной деятельности.
2013г.- Грамота ОУ за I место в личном зачете шахматного турнира среди работников образовательных учреждений.
2014г.- Диплом «Центра развития одаренности» за подготовку призера Всероссийского «Молодежного чемпионата по математике».
2015г.- Благодарность за помощь в проведении олимпиад проекта для учителей «Инфоурок».
2015г.- Грамота Администрации города за I место в соревнованиях по шахматам среди работников общеобразовательных учреждений города Югорска.
2015г.- Свидетельство за подготовку победителей и призеров в Международной олимпиаде по математике проекта на сайте  «Инфоурок».
2016г.- Благодарность за помощь в проведении олимпиад проекта для учителей «Инфоурок».
2016г.- Золотая грамота за активное использование информационных технологий в образовательной деятельности в рамках проекта «Инфоурок».
2016г.- Благодарственное письмо Директора МБУ «ЦБС г. Югорска» за помощь в проведении Городских мероприятий с учащимися и их родителями.
2016г.- Грамота Администрации города за I место в соревнованиях по шахматам среди работников общеобразовательных учреждений города Югорска.
2016г.- Диплом II степени во Всероссийском сетевом издании «Портал педагога» в номинации «Лучшая презентация к уроку».
2016г.- Диплом I степени  Международной интернет-олимпиады по математики для учителей на сайте «Солнечный свет».
2016г.- Диплом победителя (1 место) во Всероссийской блиц-олимпиаде для педагогов: «Формирование здорового образа жизни». (Сайт ЭкспертФГОС (система контроля образовательного стандарта)
2016г.- Сертификат за участие во Всероссийской педагогической конференции «Организация внеурочной деятельности современных школьников». (Сайт «Завуч.Инфо»).
2016г.- Сертификат за участие во Всероссийском  педагогическом вебинаре «Метапредметный подход в проведении учебных занятий по математике»  (Сайт InfoUrok.ru)
2016г.- Диплом победителя Всероссийской блиц-олимпиады для педагогов в интернет-издании «ЭкспертФГОС»
2016г - Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей Videouroki.net
2016г. - Свидетельство о подготовке призеров мероприятия проекта Videouroki.net «Олимпиада по математике. 8 класс» и  «Олимпиада по математике. 11 класс».

Раздел 3. Профессиональная деятельность

    • Образовательный процесс по предмету «Математика» обеспечен программно-методической документацией:
  •  рабочая программа по предмету «Математика» (8 класс), программа ориентирована на использование учебника «Алгебра» для 8 класса образовательных учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,  К.И. Нешков, С.Б.Суворова–М: Просвещение и учебник «Геометрия» для 7-9 классов образовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.–М: Просвещение, которые входят в федеральный перечень учебников; http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/02/07/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-matematika-8-klass
  • рабочая программа по предмету «Математика» (11 класс), программа ориентирована на использование учебника «Алгебра и начала анализа» для 11класса образовательных учреждений /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин–М: Просвещение и учебник «Геометрия» для 10-11классов образовательных учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцевидр–М: Просвещение. (http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/01/24/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-matematika-na-osnove)

 В рамках предпрофильной подготовки разработал и использую программы элективного курса «Геометрические построения» (http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/01/24/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-matematike), «Шифры и математика», «Практикум по решению задач по математике» (http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/01/24/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-praktikum), утвержденные на методическом совете школы (2012-2017гг.)  (Приказ №367 от 03.09. 2012г.  «О реализации программ элективных курсов»).  Разработал и реализую программу дополнительного образования детей «Шахматы» (http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/01/24/rabochaya-programma-kruzhka-shahmaty)  для учащихся 5-11 классов (2014-2017гг). (Публичный доклад директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» 2014 – 2015 учебный год http://school6yugorsk.ru/)

3.2.Использую как традиционные, так и современные оценочные средства официальных сайтов с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по математике (самоконтроль, взаимоконтроль, тесты). Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений, обучающихся применяю систему разноуровневого контроля оценки знаний и умений, в которую входят: индивидуальные практические задания и тесты. Использую индивидуальный образовательный маршрут, в рамках подготовки учащихся  к ЕГЭ, а также рейтинговую систему оценивания по результатам учебных достижений на основе электронного классного журнала.
(http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/01/24/individualnyy-marshrut-podgotovki-k-ege  http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/01/24/individualnyy-marshrut-podgotovki-k-oge)
А также для оценивания планируемых результатов используются кодификатор и спецификация контрольно-измерительных материалов по ОГЭ и ЕГЭ.

3.3. Учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся, в ходе занятий применяю дидактические правила «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», соблюдаю логику поэтапного освоения материала и перевода учебных занятий в игровые формы обучения, в том числе и в самостоятельной деятельности. Учёт индивидуальных особенностей учащихся обеспечиваю применением дифференцированного подхода. Также использую технологии личностно-ориентированного обучения с опорой на результаты психолого - педагогической диагностики, которая позволяет выявлять и развивать знания и умения учащихся на уроках, через систему тестовых заданий, а также создавать условия для самореализации учащихся. Опыт работы представлял  на городском методическом объединении учителей математики по теме: «Влияние  игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе» (2012г.). Данный материал опубликован в социальных сетях. Авторское методические  пособие  для учителей математики «Тесты по геометрии. 8 класс» отмечено  Дипломом третьей  степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» (2011г.), а также направлен в медиатеки общеобразовательных учреждений города.

3.4. Участвую в инновационной деятельности школы, в реализации программы развития школы «Школа эффективности» (2012-17 гг), вхожу в творческую группу  по разработке инновационного проекта «Одаренные дети». Являюсь руководителем кружка  «Шахматы» (2014, 2015, 2016, 2017гг). Для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся  под моим руководством создан специализированный кабинет «Логических игр». Инновационный опыт педагогической деятельности предъявлял на городском конкурсе учебно-методических материалов в номинации «Применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий» (Диплом III степени, 2012г).

3.5. В целях повышения профессиональной компетентности педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования неоднократно публично предъявлял опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении учителей  математики (2011-2014гг.). Имею публикации в сетевых сообществах «Портал педагога», «Инфоурок», а также личные странички  на сайте «Социальная сеть работников образования»,   «Инфоурок», «Школеги».

Выступления, участие в конференциях:

  • 2012г.- презентация творческого  отчета  педагогической деятельности. Школьное  Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.(Грамота ОУ)
  • 2012г.- опыт работы представлял на городском методическом объединении учителей математики по теме «Влияние  игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников  в образовательном процессе»
  • 2013г. - презентация авторского методического  пособия  для учителей математики «Тесты по геометрии. 8 класс». Городское методическое объединение учителей математики.
  • 2014г.- доклад «Роль игровых ситуаций в обучении математике. Из опыта работы».  Городское методическое объединение учителей математики.
  • 2015г.- предъявление результатов по теме самообразования. Семинар «Новые подходы к организации  математического образования» для  учителей школьного методического объединения естественно-научного цикла. (План  работы  МО учителей   естественно-математического цикла на 2014-2015 учебный год. http://school6yugorsk.ru/)
  • 2016г.- участие во Всероссийской сетевой конференции на сайте ЗавучИнфо по теме: «Организация внеурочной деятельности современных школьников».(Грамота 2016г.)
  • 2015г, 2016г.- оказываю помощь в проведении олимпиад проекта для учителей «Инфоурок» (Благодарность 2016г.) https://infourok.ru/user/cherevatiy-boris-vasilevich/progress
  • 2016г.- принимал участие в вебинаре проекта Инфоурок по теме «Метапредметный подход в проведении занятий по математике» (Грамота 2016г.) https://infourok.ru/backOffice/webinar
Публикации:

2009г.

Сборник внеклассных мероприятий       Издательский дом   «Первое сентября»  

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/mathematics

2012г.

Педагогический проект «Влияние  игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе».

Сайт электронного издания «ProШколу.Инфо».  http://www.proshkolu.ru/user/uzor7/folder/

2014 г.

Методическая разработка «Тестовые задания по геометрии для тематического и итового контроля. 8 класс».

2016г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Личностно-ориетированное обучение на уроках математики».

2016г.

Методическая разработка «Игра по математике для  5 класса «Математический поезд»

2016г.

Методическая разработка «Презентация игры по шахматам «Проверь себя».

2016г.

Методическая разработка «Технологическая карта урока математики «Решение уравнений. 6класс».

2016г.

Методическая разработка «Презентация урока геометрии по теме «Цилиндр. 11 класс».

2016г.

Статья. Как помочь подростку хорошо учиться. (Советы родителям)

Сайт  Социальная сеть работников образования.
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/01/18/statya-kak-pomoch-podrostku-horosho-uchitsya-sovety 

2017г.

Статья.   Основные направления и формы взаимодействия классного руководителя и родительской общественности.

Мини-сайт учителя математики в Социальной сети работников образования.

Учительский  мини-сайт на InfoUrok.ru   

Личная страничка на сайте Школлеги.

Личная страничка на сайте школы.

3.6. Работа с одаренными детьми.
В рамках реализации комплексной программы «Одарённые дети Югры»  реализуется проект «Одарённые дети». В межаттестационный период  мои ученики ежегодно участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. За 5 лет – 8 участников.  Принимаем участие под девизом: "Главное не победа, а участие, ведь жизнь не триумф, а борьба». В межаттестационный период динамика количества участников занимающихся в различных олимпиадах и конкурсах положительная.

3.7. Основной формой работы с одаренными детьми является  участие их конкурсах, олимпиадах, а также в кружке «Шахматы», результатом которого являются дипломы победителей и призеров в конкурсах разных  уровней. Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволило увеличить  процент охвата учащихся внеурочной деятельностью в данном кружке.

3.8. Экспертная деятельность:

  • член муниципальной предметной комиссии по проверке результатов репетиционного экзамена в новой форме по математике выпускников IX классов в 2011-2012 учебном году (Приказ УО  №170  05.04.2012  «О создании муниципальной предметной комиссии»,  http://uo86.ru/DswMedia/170.doc )
  • член экспертной комиссии по аттестации педагогических  работников на первую  квалификационную категорию (2012, 2013гг.). (Приказ УО №3353 от 07.12.2012г., Приказ УО № 646 от 05.03.2013г.)

http://school3-megion.ru/Metod_kabinet/Attestaziy/Ustugeanina/prikaz_doimp_khmao_2012.pdf 

  • член жюри внутренней экспертизы учебно-методических материалов (2016г). (Приказ ОУ №20 от 17.03.2016г.)
  • председатель жюри школьного конкурса по шахматам (2015г,2016г.)

Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности

      Результаты освоения обучающимися программ по итогам внутришкольного контроля, проводимого образовательным учреждением, представлены в таблице.  Динамика положительная.
      Результаты освоенияобучающимися программ по итогам учебных годов

      2011-12 уч.г.

      2012-13 уч.г.

      2013-14 уч.г.

      2014-15 уч.г.

      2015-16 уч.г.

      Гост

      Качество

      Гост

      Качество

      Гост

      Качество

      Гост

      Качество

      Гост

      Качество

      100%

      45%

      100%

      50%

      99%

      47%

      99%

      44%

      100%

      47%

      4.2. Выпускники 11 класса успешно сдали  единый государственный экзамен по математике в  2012-2013уч.г. В среднем тестовый балл выполнения заданий по предмету составил 45,3 выше результата по муниципалитету и окружного показателя. Наблюдается положительная динамика по среднему тестовому баллу  сдачи ЕГЭ по математике (учитель Череватый Б.В.) (Публичный доклад  директора  МБОУ «СОШ №6» о результатах  2012-13 учебного года. http://school6yugorsk.ru/)

      Рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по математике в соответствии со средним баллом по городу

      2011-12

      2012-13

      2013-14

      2014-15

      2015-16

      Средний балл

      Средний балл

      Средний балл

      Средний балл

      Средний балл

      Город

      Школа

      Город

      Школа

      Город

      Школа

      Город

      Школа

      Город

      Школа

      -

      -

      44,6

      45,3

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      Средний балл выпускников в форме ГИА в 2014-2015 уч.году составил 3,4 балла не ниже окружного показателя. Полученные результаты обусловлены  результативностью инновационной педагогической деятельностью, кропотливой систематической работой учителя и учеников. (Публичный доклад  директора  МБОУ «СОШ №6» о результатах  2014-15 учебного года. http://school6yugorsk.ru/)

      4.3. Результаты  очного участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах:
      Подготовил три  победителя городских соревнований по шахматам «Белая ладья» (2014, 2015, 2016гг.) (Протокол № 3 от 5.02.2014г.), 7 победителей, 8 призеров  школьного этапа Всероссийской  олимпиады школьников по математике и 8 участников муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников.(2012-2016гг.) (Публичный доклад  директора  МБОУ «СОШ №6» о результатах  2015-16 учебного года. http://school6yugorsk.ru/)
      4.4. Результаты  заочного участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах:
      • 7 победителей, 12 призеров Международной олимпиады школьников по математике проекта «Инфоурок» (2014,2015,2016гг) 
      •  2призера Всероссийского «Молодежного чемпионата по математике» (2012, 2014гг.)
      •  2 дипломанта I степени Международной дистанционного конкурса по математике «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» (2016г)
      • 2 победителя, 9 призеров Международной олимпиады проекта Videouroki.net (2016г)
      •    2 призера во Всероссийском молодежном  предметном  чемпионате по математике г. Пермь (2014,2015гг)
      4.5. Результаты, достигнутые во взаимодействии с коллегами:
      •  2012-2016гг. - входил  в состав творческой группы учителей по реализации инновационного проекта «Одаренные дети»;
      •  20012-2017гг. – активно работаю в межсекционных заседаниях методического объединения учителей естественно-математического цикла;
      • проводил интегрированные уроки с профориентационной направленностью;
      • являюсь активным участником фестивалей, конкурсов муниципального уровня среди учреждений города вместе со своими коллегами: Диплом Главы города муниципального Фестиваля самодеятельного творчества трудовых коллективов г. Югорска «Овация» (2014, 2015, 2016гг);
      • 2014,2015,2016 гг. – награжден Грамотой ОУ за I место в личном зачете шахматного турнира среди работников образовательных учреждений;
      • 2015г.- имею Грамоту ОУ за I место в командном зачете по шахматам в зачет Открытой спартакиады  работников образовательных учреждений «Югорская Олимпийская юность»
      4.6. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся традиционно участвую с детьми своего класса и совместно  с социальными партнерами:
      • В акции  «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
      Во Всероссийской акции «Аллея России» (Приказ №423от 20.08. 2014г)В  проведении благотворительной педагогической акции «Югорская забота» (Приказ438 от 26.08. 2014г)4.7.В современных условиях значимая часть подростков отдаляется от родителей, по причине обострения семейных проблем. Следовательно, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны классного руководителя, т.к. прежде всего семейные проблемы отражаются на успешности ребенка в школе. Следовательно, взаимодействие  семьи и классного руководителя должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс и внеурочную досуговую деятельность ребенка. Как классный руководитель при работе с родителями учащихся придерживаюсь следующих принципов:Не поучать, а советовать. Вместе размышлять, договариватся о совместных действиях.Общаясь с родителями, показать – мы нуждаемся в них, они наши союзники, мы не можем обойтись без их помощи и совета.Обращение к чувству родительской любви и уважении к ребенку как личности.Характеризуя детей, сначала говорить «хорошее» о них.Сотрудничество и сотворчество.Таким образом, удается на протяжении ряда лет сохранить положительную динамику в различных достижениях моего класса.

..

Портфолио

.